Коротко о главном
Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждешь. И стукнет по башке драконом, и вот ты уже, сам не зная как, перевалил за 200 игровых рпг часов. И не собираешься останавливаться, потому что подпитанный недурственным сюжетом хэдканон разрастается с каждым новым днем, затаскивает тебя в свои сети с каждым новым персонажем, и хочется обнять весь этот выдуманный мир и не вылезать оттуда еще как минимум год. Пока все варианты игры не проиграются, фанфики не допишутся, а в голове и сердце перестанет гореть.
Для тех, что в недоумении прочел сейчас предыдущий абзац поясняю: я влюблена в новый фандом. В фандом компьютерных игр Dragon Age в целом и недавно вышедшей Dragon Age: Inquisition в частности. Влюблена сильнее, чем в Марвел, Мушкетеров и Шерлоков в обнимку со Стартреком, влюблена с силой и вдохновением сопоставимыми с волной Винчестеров и Иксменов. Надо сказать, что тревожный звоночек прозвенел, еще когда я проходила Mass Effect и размазывала по лицу слезы и сопли. Игра авторства той же выпускающей компании. Умеют черти зацепить. Я как бандерлог перед Каа потеряла волю. Сейчас вообще вещаю уже откуда-то из его желудка. И естественно не могу не написать о таком существенном сумасшествии в своей и без того беспорядочной фандомной жизни.
Собственно, про Игру
Все на первый взгляд стандартно. Возглавь всех или умри. Мир катится в пропасть, люди захлебываются страхом, в небе дыра, из которой с яростным свистом падают демоны.
И тут ты весь в белом прямо из тюрьмы и комы. Будешь его спасать, против собственной воли и здравого смысла, просто потому что оказался в ненужное время в ненужном месте. Красота. Узнаваемая даже с закрытыми глазами любым геймером ситуация. Кругом бардак, а ты главный.
Сюжеты РПГ крутятся вокруг одной и той же схемы уже очень много лет. И ничего нового, наверное, в этом жанре и не будет, да и не надо. Я не претендую на звание игрового обзорщика – упаси меня контрл, шифт и делит. Ничего не понимаю во всяких игровых механиках. Знаю только три показателя: красиво/некрасиво, интересно/неинтересно, цепляет/не цепляет. Здесь прямое попадание по всем трем пунктам.
Зацепили еще первые две части, пройденные не так давно. Древние и диковатые в плане графики и прорисовки для человека привыкшего к современной картинке и механике. Зацепили атмосферой, глубиной погружения, вопросами неоднозначного с точки зрения привычной морали выбора, принятием решений, над которыми действительно думаешь, и боишься ошибиться, гнетущим ощущением приближающегося конца и зудом на кончиках пальцев – сделай что-нибудь! Сделай! Миром, в котором столько вроде знакомых параллелей из разных историй, мифологий и реальностей, но соединяясь вместе они рисуют неповторимую вселенную. Понятную на грани интуиции, потому что все это где-то когда-то уже было. Чуть там, чуть там. И Создатель, покинувший мир, и его пророчица-воительница только именем не Жанна, и Церковь, и древние преданные боги, и господство одних над другими, и могущественные ордены. Все это узнается и легко укладывается в голове без шпаргалок и горячительного. Сразу кажется родным, простым и отчаянно нуждающимся в защите. История Тедаса действительно мне интересна. Эту землю действительно хочется спасать, бороться за тех, кто там живет, вставлять на место их пошатнувшиеся мозги и раз за разом очищать от скверны и психованных ублюдков. Потому что моё. И лапы прочь.
Я играла в «Диабло» годами. Мне откровенно было плевать на мир и сюжет. Все сводилось к убиению монстров на всех уровнях сложности всеми героями по списку. Я прочла весь цикл «Ведьмака», но так и не смогла увязать его с недурственной по всем показателям игрой. «Скайрим» просто вызвал лишь жгучее недоумение и головную боль. А в «Драгон Эйдж» засосало. Магнитные бури на Солнце или магия крови, наверное. Но я там. И не хочу обратно. Я вместе со своими героями. С их друзьями, их решениями, их подвигами и их ошибками. Если бы просто проиграть сюжет. Ну поклыцала клавишами и успокоилась. Хрена с два. Каждый герой оброс своими собственными мыслями, мотивациями, страданиями, и выходящими за рамки сюжета историями. Про каждого можно писать тонны отдельных фиков и в конце концов насобирать книгу. Они не просто компьютерные картинки. Они все живые. А я шизофреник, да.
«Инквизиция» добавила к тому, что было нежно взращено в душе, буйство красок и эффектов. Увеличила масштаб, плеснула новых личностей, за которыми хочется идти в огонь и в воду. Увела в штопор. К тому что всегда придумывалось само добавилось то, что бьет в глаза. Локации, натуралистичные до одурения.
Кожей ощущаемый дождь и привкус соли на губах на побережье Штормового берега, вязкая сырость и тяжелый муторный запах болот, кишащих мертвецами. Отвращение от хруста ломаемых костей на баррикадах Священных равнин, морок в глазах в пустынных дюнах Западного предела. Не перечислить. Просто ходить, бегать, скакать на лошади. Смотреть, изучать каждый холм, каждый куст. Это будто потребность. Впитать в себя всю красоту, реализовать тягу к путешествиям. Узнать еще больше о Тедасе. Разукрасить все, что знаешь ворохом деталей и подробностей.
«Инквизиция» сделала драки не просто нажатием мыши, а зрелищем, на которое хочется смотреть и смотреть... и капать слюной на клавиатуру, вместо того, чтоб драться. Сколько раз первый Инквизитор выпадал в отключку только потому, что мне было тупо интересно посмотреть: а как они это делают? И не посчитать.
«Инквизиция» познакомила с новыми персонажами. Глубокими, прописанными, безумно притягательными и интересными. С которыми взаимодействовать одно удовольствие. Переходить от настороженности и недоверия к пылкой дружбе или взаимному неприятию. Утешать и поддерживать или с пренебрежительной усмешкой отворачиваться и уходить прочь. Наблюдать за тем, как они перешучиваются, спорят, делятся впечатлениями и жизненным опытом, как переживают друг за друга, скандалят или крутят романы. Самому влюбляться без памяти и бросаться с головой в отношения вместо того, чтоб спасать бренный мир. Это же поистине прекрасно и о них будет отдельный псто.
Да, я изначально немой раб возможности завести роман с сопартийцем. Не понимаю вообще, зачем играть без любви. Тяга к Санта-Барбаре живет в моей крови отдельной самостоятельной жизнью. Поэтому почти все мои питомцы нашли свое счастье, а кто не нашел, тот сам дурак. От пейрингов, бьющих набатом в мозгу, голова кругом идет. Их много. С Инквизиторами и без. Канонные и не очень, обоснуйные и не вполне. Гет, слеш, джен. От стеба и розового флаффа, до смерти персонажа и полного всепоглощающего выноса мозга. И я уже пишу. Драконовым хвостом мне по кумполу, но пишу.
«Инквизиция» сюжетно раздвинула рамки существующей Вселенной до поистине безграничных. Даже страшно представить, сколько продолжений различной степени тяжести можно придумать, взяв за основу те секреты, что выяснились в этой части. Навороченное главным героем и его врагами и друзьями аукнется и переаукнется сто мильёнов раз и от этого тоже восторг струится по венам.
Вот как объяснить незнакомым с каноном людям, в чем суть происходящего? Такое чувство, будто нужно в трех словах выложить основы математического анализа первокласснику только только научившемуся правильно делить яблоки. Но я буду не я, если не попробую. Википедия сейчас должна стыдливо прикрыться ушком, а все сценаристы Bioware сделать вид, что они тут совершенно не при чем, и я сама весь этот бред придумала. В какой-то степени так и есть, потому что краткая выжимка сюжета основана лишь на том, что я смогла уразуметь попутно отвлекаясь на все, что попадалось на глаза по десять раз в секунду.
Церковь несла в массы доброе и светлое, и попутно стала следить за магами. Ибо они в силу своей высокочувствительности и способности уходить в нирвану - сладкая добыча для демонов, которые спят и видят вселиться в какого-нибудь посверкунчика и вырваться из теневого болота на волю. Одержимый маг предсказуемо - полный пипец всему в радиусе пары километров. Чтоб избежать подобного магов с первым проявлением магуйства из семьи заботливые церковники повсеместно конфисковывали и собирали по интернатам с гордым названием Круг магов по территориальному признаку. Выдавали вечный абонемент в библиотеку и учили премудростям, но не выходя из Круга. За порядком в этих высокоинтеллектуальных курятниках следил созданный по спецзаказу рыцарский орден храмовников. Воины без страха, упрека, особых мозгов, зато со сверхспособностями, наркотической зависимостью и непоколебимой верой в церковные идеалы. Храмовники приняв на грудь растворчику весьма занятного минерала лириума - материального воплощения магии, могут легким движением руки погасить заклинание, а тяжелым ударом ноги в кованном ботинке донести до непослушного мага серьезность ситуации. А кто совсем не слушался, пожалуйте на ритуал усмирения: клеймо святой Андрасте на лоб, волшебный пендаль под зад, и ты овощ. Без магии, без эмоций. Красота. И попутно происходило превращение некогда великих эльфов то в блуждающих по лесам идиотов, то в рабов в Тевинтере, то в презираемых жителей гетто по остальной территории Тедаса, междуусобные войны, снова и снова возникающие Моры, то умирающие, то возрождающиеся государства, понаехавшие из-за моря воинственные рогатые великаны со своей философией тоталитарного конвейера и полного отсутствия личностной свободы, и снова Мор.
Где-то на фоне такого дурдома и начинается первая часть игры. Там мы не по собственной воле, а исключительно насмешкою судьбы попадаем в легендарные, но малость запылившиеся Серые Стражи и тут же вляпываемся в целую кучу порождений тьмы и сопутствующие им неприятности. Одним словом, спасаем государство от Мора и Архидемона силами своего героя, незаконнорожденного сына бывшего короля, наемного убийцы, болотной ведьмы с дурной наследственностью, пьяного в дупель гнома, говорящего каменного голема, старой упоротой магички, отбившегося от стада тогда еще безрогого кунари и бойцовой собаки, которая временами умней и адекватней всех вышеперечисленных вместе взятых. Собираем армию людей и совершаем чудеса воскрешения методами нетрадиционной медицины, огнем, мечом и пендалем наводим порядок среди сбрендивших магов, дрючим занятых только своими проблемами гномов, приводим в чувство вообще больных по жизни эльфов, интригуем и строим заговоры против текущего правительства, попутно собирая цветочки и крутя романы у костра. Романтика на фоне боли, тлена и безысходности. Вариантов развития концовок масса. В зависимости от того, кем был герой и как себя вел. Только одно незыблемо: Архидемон повержен, Стражи снова молодцы, игрок утирает слезы платочком и прыгает на трупе дракона с помпонами. Еще бы. После получасовой битвы то...
Вторая часть игры в полной мере раскрывает неминуемый конфликт между магами и храмовниками, учит дружить и плавно подводит к сюжету Инквизиции. Чтоб по всей стране снова пешком не бегать, переселяемся в отдельно взятый город Киркволл и куролесим по темным улочкам и близлежащим окрестностям. Герой, чтоб тоже долго не думать один, но в двух вариациях: мужчина/женщина. Мало! Первая мысль после загрузки. Хоук. И пусть весь мир подождет. *влюбленные сирца, конфетти, восторженный писк*. Вторая мысль уже после часа игры. Чтобы пост не превратился в список невыполненных предвыборных обещаний по бесконечному размеру, наступлю на горло влюбленной песне. Одного единственного героя хватает настолько, что он своим обаянием спасает местами провисающий сюжет и мрачный, надоевший почти сразу город. Герой хоть и геройничает во всю и вообще молодец, но в общем-то по мелочи. Исключительно в градообразующем масштабе. Но. Как бы невзначай прогуливаясь по затерянным глубинным тропам находит сомнительной ценности идола и странного материала - красного лириума. Все начинают сходить с ума. Как бы невзначай прямо на его глазах главный чародей местного круга и рыцарь-командор храмовников нагнетают конфликт до стадии "удушу, сволочь, голыми руками". Дело начинает пахнуть керосином. Ну и совершенно внезапно один из его лучших друзей, маг-отступник, бредящий идеями о свободе для всех и деливший одно тело на двоих с духом справедливости, устав писать пропагандистские памфлеты и носить передачки в Круг, взрывает к чертям собачьим городскую церковь в знак протеста против тирании. В городе - анархия и бойня. Маги пошли на храмовников, храмовники на магов, главный чародей ударился в некромантию и магию крови, а рыцарь-командор сбрендила под дозой вышеупомянутого лириума и начала оживлять статуи, Хоук, как всегда, в эпицентре. Игрок в обмороке. Но это все детали. Важно то, что все-таки бомбануло. Что следуя примеру киркволльских товарищей, круги по всему Тедасу начали восставать. Храмовники утратили вектор и остатки здравого смысла. И пошел брат на брата. И началось что-то страшное. Кровь рекой, порядка никакого, все мечутся и не знают, что делать. Красота дубль два.
И с вот такой веселой подводкой мое сумбурное повествование подкралось таки к событиям непосредственно "Инквизиции". Не прошло и трех страниц. Верховная Жрица Церкви придя в ужас от масштабов развернувшейся катастрофы, решила собрать самых умных и передовых и устроить мирные переговоры. Понаехало там всяких шишек в отдельно взятый храм высоко-высоко в горах. И снова бомбануло! И еще круче. Огромный взрыв разнес на молекулы всех переговорщиков и принес в мир зеленую дыру в Завесе на пол неба, и мильен дырочек поменьше по всей близлежащей территории, откуда демоны сыпятся дождем. "Катастрофа!" - заорали не попавшие на конклав, а потому вполне живые и весьма деятельные, представители церковной иерархии. "Ух ты, бля..." - промямлил вполне бодренько очнувшись после сотрясения мозга ваш околачивавшийся в эпицентре конклава, но почему-то живой, герой, и обнаружив на руке подозрительную зеленую метку явно магического происхождения и наручники. Добро пожаловать, в "Драгон Эйдж", чувак.
Дальше все как я люблю: стремительным домкратом. Метка не простая, а золотая и чрезвычайно в хозяйстве полезная. Её магия закрывает дыры в завесе. После первого такого эксперимента по закрытию разрыва на братской могиле переговорщиков, уверовавший в чудо свыше народ нарекает контуженного допросом и толстым демоном Вестником Андрасте и по совместительству Спасителем. Пока он переваривает офигенский карьерный рост, Правая и Левая руки Верховной Жрицы (и я сейчас не про расчлененку, а про должности ) решают во имя борьбы с большой Брешью возродить древнюю организацию - Инквизицию. С Вестником в главной роли. "Ы..." - ищет бедный избранный запасной выход. "Вот и славно, что вы решили нам помочь," - берут его под руки оборотистые дамочки. - "Прямо сейчас и начнем всех спасать."
И начали. Сразу после красочного ролика и названия на весь экран. А начать есть что. За всеми хаханьками да хаханьками стоит древний, и до этого неадекватный, а сейчас и подавно выживший из ума магистр, мечтающий сломать хлипкое равновесие мироздания и заделаться новым богом подчинив себе секреты и силу Тени (восставший из небытия придурок, который туда уже ходил и вернулся со скверной, ну не сидится чуваку спокойно). Есть табун его ручных магов и одурманенные оскверненным лириумом бывшие храмовники. Есть обманутые Серые Стражи и толпы оголтелых демонов. Есть государства и правители озабоченные всем, чем угодно, кроме конца света. Есть Церковь, без верхушки и с самым низким рейтингом доверия населения за всю историю своего существования. И есть Инквизиция. Созданная на голом энтузиазме кучкой людей, которые никогда не опускают руки и верят. Инквизиция упрямо и упорно растущая, укрепляющаяся и не сдающаяся. И есть Инквизитор, который один раз уже откровенно дурацкой случайностью сорвал коварные планы врага, и который сделает это еще и еще. Потому что хочет и может. Потому что его никто и не спрашивал и больше некому. Потому что... он фанатик или неуловимый мститель. Как угодно. Выкручивайся и побеждай повинуясь любым своим желаниям и мыслям. Нет правильных или неправильных решений. Легких или тяжелых последствий. Все так, как есть. Это твоя Инквизиция. Это твой мир. И они в твоих руках. Кончил. И закурил.
Я жалок… влюблен и жалок… я хочу писать фики… я… я… не знаю, за какую идею браться первой. Я даже недостатки уже заранее облекла в достоинства. Над приколами игровой механики всерьез планирую поржать в лицах в серии драбблов. Т.е. даже их люблю. Потому что они добавляют изюминку и нотку сумасшествия в происходящее. И делают смешно.
Из наболевшего отмечу только одно. Таки редактор создания персонажа. А-А-А-А-А! Губы! Крашенные губы почти у всех персонажей мужчин. Даже если они ползунок показывает, что помады там нет, выглядит все так, будто не воин суровый мир спасает, а шоу трансвеститов к конкурсу красоты готовится. Руки рубить дизайнерам этого буйства. И ноги. За прически. Мужских нормальных две. Женских три. Остальные – обнять, плакать, накормить ядом, чтоб не мучились. В общем, чтоб состряпать что-то годное к употреблению, нужно сидеть час. Чтоб получилось красиво – три, но я не смогла на это пойти. Поэтому мои персонажи эм… не страшные, и местами даже симпатичные, если настройки графики прокрутить на высокие, но не все. И о них отдельная простынь будет позже. Но даже это меркнет с началом пролога. Нежность и любовь к родному и выстраданному в бою герою перекрывает любые недостатки. Он сразу становится родным, залезает под кожу и довольно нашептывает свою историю в ухо.
Таки да. Все очень плохо, доктор. Так плохо, что очень-очень хорошо.